minfo47 (minfo47) wrote in fishcomm,
minfo47
minfo47
fishcomm

Category:

Форель восходящего солнца

Текста и фотографий с мастер-класса, мягко скажем, дофига.

Увидеть живого японца, да еще и рыбака, к тому же профессионала и не на выставке, а в деле? – Это должно быть интересное шоу!

Я пересмотрел массу видео с этими сэнсэями спиннинга и мульта, берега и (управляемой одной левой) лодки, басса и траУты.
Так же как и наши мэтры джига, они заслуженно привлекают к себе интерес.



На мастер-класс по ловле прудовой форели спиннингом я ехал с некоторой долей иронии, скепсиса и, конечно же, с улыбкой. :)

Только улыбался я до тех пор, пока не вышел из трамвая и не приступил к поискам зеленых ворот с надписью Рыбалка


Мне пока не приходит на память второй аналогичный пример такого отношения к бизнесу «платная рыбалка», но когда у компании нет не только сайта, а и мало-мальски внятной информации о местонахождении и хоть каких-то опознавательных знаков – это заставляет, в конце концов, рефлексировать.


Топографическим кретинизмом не страдаю, с пространственным воображением, памятью о расположении объектов на карте тоже. Только найти место мастер-класса было задачей сродни поиграть в какой-то квест.




! Далее, все фотографии, спрятанные в ссылку, открываются в новом окне, а схлопываются при клике на открывшееся большое фото.


Я обошел все близ расположенные зеленые ворота, неоднократно задавал вопрос прохожим, а так же гуляющим с колясками мамашам (ну эти то все должны знать на раёне), охранникам и «вратарям» на шлагбаумах – ноль информации. Я продолжил послушно искать те самые ворота с той самой надписью «Рыбалка».

Нагулялся, нашел.






Вобщем-то первые же признаки «оформления» сего заведения на 100% передали картину атмосферы.
Спасибо тебе, бочка «Живая рыба», ты здесь похоже в роли визитной карточки, только надо к воротам переставить поближе.
Скажу сразу, что бы потом не возвращаться к этой теме: если писать отзыв о Ти - сплошной черный негатив.






Унылая осенняя погода и пустые ямы «водоемов» не добавляли положительностей ауре места. Я был уже почти уставшим, злым и никакого желания фотографировать предстоящее действо «зеркалкой» не-бы-ло.






Увидев флаги, народ толпой, разномастные бейсболки (большая часть из которых была на букву «Ф») немного смягчился, а потом и вовсе проник во внутреннюю атмосферу, разглядев тех самых представителей Страны восходящего солнца.

Японец Хаякава-сан (Jun Hayakawa) уже что-то жёг нипадецки, традиционно по-японски надев шапку на бейсболку (ну как тут не улыбнуться?).

А тем временем…






Да, вам не мерещится. Вся эта светлая пестрота под водой - хоровод форели.

Те, кто в платнико-форелевой теме, они, скорее всего, такой картине только рады, я ж был окончательно шокирован увиденным.





Приблизившись к заинтересованной кучке, став одним из них, тем не менее, поглядывал по сторонам. Где-то вдалеке (и недалеко одновременно) махал нахом нахлыстовик, тут же гуляла парочка Casarca ferruginea, она же Огарь, или красная утка.

День пятницы, а народу не сказать что много, скорее почти вообще нет. На самом деле я здесь на мастер-классе, все остальное интересует более чем мало в данный момент.

Надо впитывать в себя Японию.






Что там было полчаса с двенадцати – не знаю. Я попал под пункт «Заброс». Т.е. Мастер начал касаться именно этого фрагмента, с которого и начинается, по сути, рыбалка.

Большое внимание в забросе было отдано не столько способу, дальности, точности и красоте, сколько такому, вроде бы необязательному аспекту как «придержка».

Надо заметить, что большая часть времени была в дальнейшем посвящена мини(микро)колебалкам, а такое времяпровождение как Trout Area в Японии так или иначе крутится в тесном контакте с этими блесенками.








Итак, о придержке.
Заброс приманки и ее касание воды (приводнение) являются тем самым началом рыбалки, по мнению япона-сан. Так вот, форель – рыба, достаточно интересующаяся тем, что падает в воду: «А вдруг это очередная пригоршня корма-пелетса или прикормки-пелетса?» - думает Конопатая…
…и открыв рот, прыгает на вашу блесенку (воблер, и т.п.).



В том случае, если коснувшаяся поверхности воды приманка не связана обратной связью с забросившим ее рыбаком, то и пробы форелью мы, увы, не почувствуем. Хотя, вполне возможно, что увидим. Для того, что бы ОС была постоянной и 100%-ной, необходимо в начале третьей 1/3 полета приманки начинать придерживать плетню (леску, монку, флюр, и т.п.). Вытягиваясь в струну помимо всего прочего снасть еще и «взводит» в боевое положение крючок (Помните? - Мы говорим о японо-блесенках). В то время как в большинстве случаев, не выбирая заранее слабины, блесна с крючком прилетает в сложенном состоянии – что фактически минимизирует вероятность засечки, а значит и поимки.






Соглашусь, что это не всегда принципиальный вопрос, но теперь вы о нем хотя бы знаете, а использовать или нет такой способ – на ваше право выбора я не покушаюсь.

А тем временем…






Некоторым вполне можно поучиться забросу у этого карапуза, хотя, он не придерживал при забросе снасть. )))


Проводка.
Заброс приманки – это даже не полдела. Блесна не пелетс, и грош цена этой закинутой железячке, если она не анимирована. Кстати, поначалу все забросы докладчик делал блесной без крючка (надеюсь, причина ясна?). Что бы понимать требуемую приманкой скорость, с ней необходимо предварительно ознакомиться, подобрать самому и запомнить где-то в прибрежных забросах и визуально отслеживая работу колебла. Такие факторы, как вес приманки, толщина и материал лески (имеется ввиду обобщенное название всевозможных лесок, шнуров и т.п.) сильно влияют на поведение приманки в воде.






Проводку было предложено делать, вытянув леску в линию со спиннингом. И этому тоже был ряд объяснений:

• Во-первых, траутовые палки достаточно мягкие по своей сути, они будут амортизировать поклевку (а если у вас еще и монофил на катушке намотан?).
• Во-вторых, этот способ максимально повышает чувствительность снасти при поклевке – ударчик или касание передаются непосредственно на катушку (такие умности как звонкость бланка, палец на комле и прочее не принимались в рассмотрение).
• В-третьих, сама по себе схема поклевки форели такова: рыба, привлеченная вниманием колебалки, догоняет ее, прихватывает и сразу же делает разворот, т.е. фактически должна самозасекаться при прочих правильных.






В конце концов, думаю, тут еще и фактор компактности накладывает сильный отпечаток на стиль японо-фишинга. Ловящие вприсядку вокруг небольшого бетонного бассейна жители островного государства просто-напросто не имеют возможности махать при подсечке по-нашему, «по-арийски». Ну и не всегда ведь спиннингисты ловят на ультра-сопливые спиннинги-кнуты, нам ближе «по кончику», «в руку» и т.д. В общем, леска уходит от тюльпана хоть под небольшим, но все же углом, а иногда и до 90 градусов. (Что, кстати, буквально через некоторое время продемонстрировали начавшие понтоваться. Такое ощущение, что они и слушать-то не собирались, а если и слушали, то ни на какую подкорочку не записывали. А зачем? – Мы и так все умеем! Придерживать? – Да ну, бросьте вы! Лучше посмотрите, как я умею драть форель и стряхивать ее! – читалось в действиях «специалистов».)



Как некоторой разновидностью проводки ради уменьшения степени заглубления блесны была предложена подмотка с высоко поднятым кончиком спиннинга. В этом случае колебалка будет телепаться почти под самой поверхностью, а скорость проводки останется такой же, как и «в линию» - это принципиально для правильной работы блесны.

! Из вопросов: если рыба не клюет, то нельзя менять стиль анимации или хотя бы скорость проводки блесны. Нужно менять цвета, сделав 3-4 заброса, либо вес блесны.



Сэнсэй улыбался и извинялся, что не может нормально показать, как должна проводиться блесна, поскольку на одной проводке она атаковалась сразу несколькими форелями как минимум 2-4 раза. Нас это тоже сильно улыбало, с другой стороны, какого хрена кидать блесну в этот (натурально!) садок? Ладно, оставим тему…







Хват
Следующим крайне важным пунктом в управлении снастью был хват спиннинга.

Это либо отрицательно влияет, либо не мешает блесне работать ровно. Сэнсэй предложил выбирать на вкус любой из вариантов, но в каждом из них спиннинг должен был лежать на раскрытой ладони, а ножка катушки располагаться между пальцами. Либо мизинцем и безымянным, либо безымянным и средним, либо средним и указательным. В случае необходимости и для равновесия указательный палец чуть подается вперед и придерживает «клюющий» кончик. Просто за рукоять за ножкой катушки – ни-ни. Японо-школа. При проводке спиннинг четко удерживается хватом кисти и не передает ненужные колебания блесне, что в свою очередь не настораживает рыбу.






Ученик я был не особо внимательный, да и честно сказать иногда становилось очень скучно (это явный косяк организации процесса - мастер-класс мог бы быть максимум полуторачасовой, он «воды налил» намного больше, чем во всех прудах Ти). Особенно напрягало долгое «схематизирование» и писанина на японском (по рисованию у сэнсэя явно была не пятерка в школе), можно было заранее заготовить 4-5 плакатов на русском или хотя бы на английском и просто тыкать туды пальцАми.

Я время от времени отвлекался, что бы хоть как-то было подинамичнее, поразнообразнее, да и надо было наверстывать опоздание. Постреливал фотом по увиденному то-здесь то-там репортажному моменту, рассматривал и тряс спиннинги, перебирал приманки и болтал с народом.














А тем временем…



Да, именно так, это под мостком стоит форель с блесной-пирсингом в губе. Либо кто-то наигрался, дожидаясь схода, либо просто не рассчитал что-то где-то... (





Крючки
Далее рассматривался такой острый вопрос как безбородочные крючки, результативность засечки при поклевке, возможность схода с этого крючка.






Слова были тут же подтверждены парой примеров.
Поймать (здесь правильнее было бы использовать какое угодно слово, только не поймать) форель труда не составляло. Практически сразу же был продемонстрирован и параллельно объяснен фактор, полностью зависящий от рыбака – фактор, влияющий на удержание форели на снасти. Если не пытаться форсировать выматывание, не драть форель и не ловить по принципу «буром» (только многие ли так будут ловить даже из, вроде бы, умеющих ловить рыбаков?), то ей нет причин особо сильно сопротивляться, разевать рот и трясти головой. Яп даже пару раз просто открывал дужку катушки, отдавал рыбине леску, тем временем разговаривая с нами через переводчика, потом закрывал, аккуратно подматывал и voilà! - Форель оставалась на крючке.










Конечно, немаловажная в данном случае доминанта – мастерство и сбалансированность снасти по всем параметрам. Спиннинг отрабатывал рывки довольно крупной рыбы всем бланком (аж от самой рукояти), иногда вздрагивал фрикцион, да и руки подключались головой, когда нужно.






Здесь же чуть погодя параллельно можно было наблюдать понты совсем уставших от мастер-класса, кидавших как кидали, и дравших рыбу, как и драли, причем с обязательным стряхиванием или терпеливым выжиданием схода (ессно, за понты ж тогда бы пришлось деньги заплатить и немалые).

! Инфа из вопросов в конце мастер-класса: Бородатые крючки в Японии запрещены в принципе. А на рыбалке это практично – рыба проще засекается, при плотной посадке на берегу цепляют шапки, щеки и т.д. – значит в этом случае менее травматично при прочих равных. Срок службы одинарника таков: 1 крючок – 5 форелин. Ведь он разгибается! Для России Хаякава-сан предложил другую пропорцию – 1:1. Понятно почему? Переводчик это обозначил так: «наша форель в холке выше». Т.е. банально – российская раскормленнее при тех же габаритах по длине. А я японцу (в шутку) предложил отправлять использованные крючки в Россию.






Кстати, в Японии спортсмен за рыбалку вылавливает от 30 до 150 форелей. (т.е. теория и математика рыбалки такова: 150/5=30 крючков вынь да замени, а как на практике?)






Еще из «кстати». Блесны Nories оснащаются крючками Vanfook. Это по словам докладчика.




А тем временем…





Форель чуть ли не за ноги хватает, а кто-то, набив шнурья на котлеты, довольный отчаливает домой. :)





Леска
Таким важным, серьезным и долгим нюансом был разбор полетов, и поведения на снасти шнура PE, монофила и флюрокарбона.






Что касается выбора определенной связующей нити, то он исходил из веса блесны:
• 0.6-3 г – монофил
• 5 г и выше – плетня (обозначал на рисунках как PE)

Это все опять же к вопросу о нераспространении влияния снасти на работу приманки, да и на удобство заброса и прочих факторов рыбалки.

Может быть, вы и сами знаете, что:
• в воде шнур «выдувается» горбом и при потяжке блесна будет взмывать вертикально вверх,
• монка ведет себя больменее ровно,
• а флюр «проваливается» ямкой, имея больший по отношению к монке вес.

...но он это подробно объяснил.

Кстати. Флюрокарбон в Японии только последний год начал получать распространение в кач-ве обычной снасти. Все ранее созданные флюры были слишком тяжелые и жесткие, по словам японца. Из 4-х оснащенных спиннингов флюр у него был на одном. А монку он поменял с 2 (или 2.5) либров на 3 по причине высокой концентрации рыбы и постоянных ударов при вываживании о другие телеса форелин. Что бы все же иметь и больший запас по прочности и по весу - местная форель не чета японской.



А тем временем…



За хвост? – Да легко!
…и на дорогу. А потом еще одну. Туда же.





Совершенно мозговыносящим уроком мастер-класса был выбор, классификация и размещение 42-х цветов блесен по четырем квадратам (вертикальная ось: от натуральных к ярким и кислотным, горизонтальная: от матовых к блестящим). Япония, конечно, страна умная, но мы не деревянные столько стоять на месте, смотреть на японские иероглифы, пытаться запомнить последовательность размещения всего спектра цветов (кстати, насколько я помню, они различают 10 градаций черного) и наблюдать за наклеиванием упаковок в сектора.






Андрей Медведев задал хороший вопрос по теме: «какие только 5 цветов вы бы выбрали в качестве топовых?».
Если не ошибаюсь, ответ был: «ярко-зеленый, красный, черный, коричневый, серебряный».
(кстати, он задавал довольно интересные и нужные, по сути, вопросы, хотя на некоторые или даже большинство из них я так и не услышал внятного ответа, скорее «если бы да кабы» или «я думаю»)

Утром начинать с ярких и в сторону естественных (отловив 3-4 форели, потом 2-3, опять смена цвета).







Вопрос об оптимальности конкретного спиннинга для наших платнико-форелевых рыбалок тоже поднялся Андреем и был обсужден.
Сэнсэй сказал, что вот именно этой палкой он поймал уже не одну тысячу форелин(ок) и по всем параметрам это фактически идеальная палка.






Речь шла конечно же о спиннинге Nories. Модель Spike Arrow 60.
Длина 180 см, 2-4 либра по «лайну», 0.9-5.6 г по блеснам.








Строй «мягкий». :)




Спиннинг, конечно же, хороший. Я бы сказал именно такой, какой мне абсолютно нравится внешне по оформлению или скорее конструктивом и эргономикой. Присутствие фудживских Ti колец «напрягло», намекнув, что это явно не из Поднебесной спиннинг, но вот цена на него оказалась-таки из поднебесной (розница - 21500.00 р).

Хех! Оно и понятно, почему снастям Nories нужно устраивать мастер-классы. А еще, вот на таких рыбалках как здесь ты можешь отличаться только крутостью снастей, потому что все остальное одинаково - ловится на что угодно (при мне ребята поймали на П21 длиной 110 мм)
;)

А чуть погодя я и им покидал бескрючковую блесну. За проводку 3 хватки – уловистые снасти ))) Спиннинг, надо заметить и по транспортным размерам японо-компактный – он трехчастник!

На этом спиннинге «для колебла» (Spike Arrow 60) у сэнсея стояла катушка Shimano Cardiff Area 1000S и намотана какая-то довольно тонкая плетня (но руками я ее порвать не смог). Все это время на спиннинге стояла красно-желтая блесна-колебалка Nories MASUKUROTO (вес мне неизвестен).



На «воблерной» палке Nories Stream 66 (2 м, 4-10 г, 4-8 lb, 104 г, розничная цена 25700.00 р) – катушка Shimano Stella 2500. Воблер или Crankin Pupa Shallow или Crankin Boss Pupa Shallow.











И еще несколько конспективных заметок:

• взгляд форели вперед и вверх

• фрикцион катушки настраивается по изгибу бланка спиннинга!

• воблер лучше работает на 2/3 от максимального заглубления. Кстати, цена этих красивых глазастиков 700 руб.

• на соревах отбор 15 минут на наибольшее кол-во рыбы. Он ловит в это время 100% на блесну, потом 50/50 с воблером во время соревнований, когда понадколотая, лучше берет на воблер, чем на колебалки.









Конечно же, были дружеские фотосессии с японами, рассматривание их снастей, а так же стойки со спиннингами и связок воблеров на столе, колебалок и выбиранием значка на память. Я попросил каталог, хотя я не оптовик, но дали. Спасибо. Пригодится инфу выковыривать.
















Подумав
А вообще, я так подумал-подумал, и решил, что даже такие «неподготовленные» мастер-классы очень и очень нужны России. Поскольку друг от друга мы не готовы, скорее всего, воспринимать не только информацию, но и критику и поучения.


И более того, с нашей культурой ловли действительно нужны принудительные мастер-классы и исправительные работы для этих "супер-рыбаков" умеющих вытаскивать без подсака и хранить рыбу без садка. :(



А в заключение мне хочется привести одну цитату из рыболовного форума, которую стоит попробовать понять и принять:

Позволю и свои 5 копеек.Не обижайтесь,но форель нам не "противник",а "разлюбезная Екатерина Матвевна". Как хотите относитесь к моим словам,но хорошо ловят те,кто любят рыбу как существо,которое своей жизнью дарит нам столь дорогие сердцу переживания. Мне близко поведение индейцев,которые прежде чем срубить дерево просят у него прощения...Это,конечно, крайняя сторона вопроса,но поверьте!-люди себя обкрадывают когда перестают сливаться с природой. Если вы внимательно посмотрите как японцы относятся к своему оружию,то становится понятно почему они так виртуозно на грани гениальности им владеют. Это не пустые красивые слова. В кендо дан присуждают не за победу над противником,а по совокупности наблюдения за претендентом.Как он одевает доспехи,как ходит,передвигается в бою и просто так, как разговаривает,как приветствует противника и т.д.
Другая крайняя сторона это например люди(видел таких на выставке) с приколотыми бейсиками(кажется так это называется) на которых написано "Убийца судака". Меня просто оторопь берёт при встречи с ними. Это как богоненавистник или в лучшем случае мясник ,который работает на забивке скота.Я себе тогда говорю :"Прости им Господи,не ведают что творят!" Простите, отвлекся...
Когда я только начинал ловить рыбу на спин у меня были замечательные учителя,которые старались мне передать не столько технические азы ,сколько отношение к рыбалке какое оно было до революции,и как оно описывалось нашими русскими писателями. Там и охота и рыбалка были близки и к тем индейцам и к самураям. Жизнь - как переживание любви к тому что ты делаешь.
Лана...Это поэтика! техническая сторона конечно очень важна!


Амэн!







Устали читать и смотреть? А думаете, мне было легко стоймя стоять почти 5 часов и слушать, слушать, слушать… :)

…но, если у вас еще остались какие-то вопросы, задавайте их в комментариях. Попробую вспомнить, что по этому поводу говорил сэнсэй. Кста, мультовую тему вроде как даже и не затронули, а жаль, я только сейчас подумал, что было бы интересно и это узнать.







Все фотографии с мастер-класса по ловле прудовой форели на спиннинг - здесь.



Вступить в рыболовное сообщество fishcomm
Tags: Москва, Япония, воблер, колебалка, новичковое, осень, отчет, платник, спиннинг, форель, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments