g_shark (g_shark) wrote in fishcomm,
g_shark
fishcomm

Сплав по реке Золотой Китат.

Окончание рассказа о сплаве по реке Золотой Китат.
Начало здесь: http://fishcomm.livejournal.com/287285.html

Утро четвёртого дня путешествия встретило нас туманом. Вернее это был не туман, а смесь утреннего тумана и дыма, дошедшего до нас из горящих лесов Томской области. Пройдя такое расстояние дым совершенно теряет свойственный ему запах, так что мозг воспринимает его исключительно как туман.

Вот в такой пелене прошёл практически весь четвёртый день сплава.

После долгих экспериментов для Грэйси было найдено лучшее в данном случае место - на носу лодки. Места там было достаточно и она не мешала работать вёслами даже когда вставала.

Солдат спит - служба идёт!

Мошка, так и не увидев обычно разгоняющего её Солнца была активна весь день. Купаться при таком сумраке не очень тянуло, так что практически весь день прошёл за занятиями греблей.

Были конечно и паузы чтобы отдохнуть и развеяться.

Ближе к восьми вечера нашли замечательное место для лагеря (N56°01.616’,E86°25.193’). Рядом с костровищем была сложена поленница не только напиленных, а ещё и поколотых дров, стоял пенёк-стол и, как по заказу, четыре пенька-стула.

Использование детского труда при сборе дров.

В ожидании ужина.

Спать будем опять на камнях.

Марго отрабатывает забросы. Движения с каждой попыткой становятся более уверенными. Закончились же тренировки вполне прогнозируемо - мне опять пришлось купаться.

Всё-таки твёрдая поверхность Грэйси нравится больше.

К вечеру туман стал сгущаться. Хотелось думать, что это обычный вечерний туман, но уж больно густым он был и слишком быстро увеличивалось его колличество.

Мгла сгущалась прямо на глазах.

Противоположный берег, который находился всего в 20-25 метрах, практически не виден.

Тайга на другом берегу видна только силуэтом.

Лагерь тоже накрывает пелена.

Разместившись в палатке и уже почти заснув услышали, что к берегу кто-то причалил. Выйдя на разведку я увидел рыбака, мимо которого мы проплывали днём. За те пару минут, в течении которых мы общались проходя мимо его стоянки на берегу, он успел сообщить нам, что лодка его вчера лопнула, потому что он не приспустил её, оставив на берегу при такой жаре. Сейчас же он спрашивал разрешения встать с нами рядом, так как уже довольно поздно искать следующую стоянку. Грэйси, оставленная в палатке, всё время разговора лаем давала понять, что она не одобряет присутствие на берегу кого-то ещё. Послушав этот неодобрительный лай рыбак решил поставить палатку прямо на берегу, чтобы не особо нервировать собаку.

Пока ужин ещё не был готов девчёнки развлекались подсчётом годовых колец на пеньке. Результаты не совпали - 50 и 52.

Проснулся в восемь. Выйдя из палатки заметил тающую в тумане лодку вчерашнего соседа. Поняв, что вчерашняя мгла по сравнению с сегодняшней была просто ясным солнечным днём, отправился в палатку посмотреть ещё пару снов.

Из палатки выбрались только в десять - освещение никак не соответствовало текущему времени, казалось, что ещё очень рано.

Почти полуденное солнце не слепит глаз и не выжигает фототехнику даже без намёка на какие-нибудь защитные стёклышки.

Мглу немного развеяло и стало видно берега. Скучающие пассажиры изучают карту местности.

Догнали нашего ночного соседа (он обкидывал поппером очередные потенциально щучьи места). Только поздоровались с ним - как его приманка подверглась атаке зубасной. Щука, не тратя силы на неравное единоборство просто ушла в траву, но через пару-тройку минут борьбы всё-таки предстала перед удачливым рыбаком. Переломив хребет он предложил свою добычу нам. Отказываться не стали. Поблагодарив двинулись дальше, оставив рыбака искать очередную добычу.

Уже скорее от безисходности пробую повесить на спиннинг китайскую вертушку noname - безрезультатно.

Река спокойна и нетороплива.

На картах всегда много условных изображений и сокращений. Все они, как правило, интуитивно понятны, но встречаются и такие, которые для человека не общающегося часто с картами не раскрывают свой смысл при помощи одной только интуиции. Так на карте было найдено сокращение "ур.". В условных обозначениях была расшифровка - урочище. Слово казалось знакомым, но вот его смысл никак не вспоминался.

Обращение к Википедии по приезду домой дало следующее: "В широком понимании урочищем является любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. Например, это может быть лесной массив среди поля, болото или нечто подобное". Применительно к карте это определение не особо разъяснило суть вопроса, так как после "ур." было слово, подразумевающее название населённого пункта. На выручку пришла сноска к определению: "Таким образом, урочищем иногда называют и отдельно стоящие небольшие населённые пункты, поскольку они выделяются на окружающей местности.
В настоящее время термин урочище иногда используют для обозначения заброшенных населённых пунктов, хотя это формально не верно. Но когда от населённого пункта не остаётся следов, а территория, ранее занятая населённым пунктом, претерпела изменения и стала отличаться от окружающей местности, данную территорию можно назвать урочищем"

Изучая условные обозначения.

Очень живо ситуацию, связанную со скрытым за дымом Солнем, описывает вид паутины, с которой в послеобеденное время всё ещё не испарилась утренняя роса.

Ну ведь есть здесь щука! Что ж она не ловится?

Как же телега на трех колёсах домой то ехала?

К вечеру дым был заметен только в достаточном удалении.

Начиная с первого дня пути мы, анализируя береговую линию и прочие мелочи, пытались понять на сколько же за этот "безосадочный" год упал уровень воды в реке. Сошлись на полуметровой отметке.

Пятый день пути дал нам точный ответ на наш вопрос - мы проходили мимо скалы уходящей своим основанием в воду. Выбеленная десятилетиями (или всё-таки столетиями?) полоса показывала, что обычно уровень воды в реке на 60-70 сантиметров выше нынешнего. Для такой реки, как Золотой Китат это очень много.

На подходе к деревне Мальцево (первая деревня на реке за весь маршрут, как собственно и первое место возможной эвакуации) в реке обнаружили странную повозку, предназначение которой для нас так и осталось тайной.

У деревни Мальцево в Золотой Китат впадает река Алчедат. Пока мы осматривали место возможной стоянки подъехала машина с очень молодыми людьми и девушками с явным желанием провести здесь совершенно не спокойную ночь. Вместе с догнавшим нас все тем же рыбаком мы двинулись вниз по течению.

Минут через двадцать мы облюбовали себе участок берега на краю деревни (N56°07.070’,E86°27.449’).

Дядя Вова (а именно так звали рыбака) вёз с собой бензопилу, так что проблем с дровами у нас не было и в этот раз.

Приготовленной из щуки ухой был накормлен и доставший эту щуку из воды дядя Вова. На реке он оказался на шесть дней раньше нас, то есть к концу подходил его 11-й день сплава. Видимо изголодавшись по человеческому общению он очень долго рассказывал нам у костра истории из своей жизни. Незаметно стемнело и на лагерь опустился туман.

Проснулись в восемь утра. Выйдя из палатки мы поняли, что вчера был "очень ясный и солнечный день", а утренний туман в комплексе с дымом от лесных пожаров вчерашнего дня просто детский лепет! Палатка стояла в пяти метрах от берега, на который на половину из воды были вынесены лодки. Вот этих самых лодок видно и не было. Пришлось подойти вплотную к берегу убедиться, что лодки всё ещё на месте.

К десяти часам берег стал виден из лагеря. Противоположный берег так и не показался из тумана.

Последний сбор лагеря.

За деревней стоит метеостанция. На натянутых через реку тросах подвешено устройство для измерения уровня воды и скорости течения.

Обросший и загорелый.

Когда берега начали принимать хоть какие-то очертания, то двигаться по реке стало значительно проще.

Провода в никуда.

При подходе к Новониколаевке (последней деревне на Золотом Китате) появилась сотовая связь. Позвонил Юре y_m_resh, разбудил его и сообщил о нашем приближении. Первоначально планировалось, что мы дойдем до впадения Золотого Китата в Яю и дальше проследуем до автомоста, но минут через десять Юра перезвонил и предложил забрать нас из Новониколаевки.

Три четверти часа спустя мы уже были в точке эвакуации (N56°09.918’,E86°26.998’). Мгла тем временем рассеялась, засветило солнышко и дети отправились купаться пока мы разгружали лодки и паковали рюкзаки.

Потом приехал Юра с фруктами и пепси и отвёз нас в Анжеро-Судженск. Уже оттуда отец довёз нас до Кемерова и вечером мы засыпали уже в своих кроватях.

За время нашего сплава мы два раза стали свидетелями справедливости закона сохранения энергии.

На пятый день, пробираясь через траву лодка просто встала колом, хотя мы не сидели на дне. Выйдя из лодки я обнаружил, что на весло намоталась леска, которая в свою очередь была намотана на катушку, а та установлена на спиннинг. Так у меня появился трофейный спиннинг.

Второе подтверждение закона было вообще невероятным. В начале второго дня пути выяснилось, что в лодке не хватает одного Златиного сланца. Обидно конечно, но ничего не поделаешь. И вопрос не в ста рублях за пару, а в неудобстве хождения по дну без обуви. В сердцах Злата даже хотела выкинуть оставшийся, но мы её уговорили пока этого не делать, а вечером пересмотреть все вещи на грузовой лодке - вдруг там где-нибудь завалился. Сланец конечно не нашли, но было сделано открытие - ходить в одном сланце по дну и по берегу лучше, чем совсем без сланцев.

Двигаясь в непрогдядной мгле, которая накрыла нас в последний день я краем глаза зацепился за фиолетовое пятно в траве. Подойдя ближе мы увидели, что зацепившись за траву спокойненько лежит Златин сланец! Нашему изумлению просто не было предела. Но самое главное было чуть позже. Уже причалив в точке эвакуации мы увидели, что рисунок найденного сланца отличается от рисунка сланца, который не терялся. Получается, что нашли мы какой-то другой сланец, но он оказался на нужную ногу, нужного размера и такого же цвета. Вот такие чудеса.

Трофейныая снасть.

Река нам в целом понравилась. Хотелось бы, конечно, увидеть её с нормальным уровнем воды, но тут уже ничего не поделаешь. Вода необычайно чиста и прозрачна. Единственное, что наводило на грустные мысли - это нежелание туристов прибирать за собой. На всех стоянках втречался туристический мусор. Вот что мешает человеку пачку от сигарет или полиэтиленовый пакет кинуть в костёр? Что останавливает туриста обжечь консервные банки на огне? Пластик и бумага сгорают без остатка, а обозжённые жестяные банки через год-два в условиях реки практически полностью разлагаются. По мере возможностей мы пытались исправить эти огрехи наших предшественников.

Сплав окончен. На повестке дня новый вопрос: по какой реке сплавляться в следующем году?

Рассказ о прошлогоднем сплаве: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Tags: Сибирь, лето, лодка, отчет, река